Тютюн (oduvanchik) wrote,
Тютюн
oduvanchik

Categories:
Я честно собиралась регулярно писать о том, как проходит постановка оперы в условиях короны, но поскольку я присутствую практически в каждой сцене спектакля, репетиции у меня тоже каждый день с утра до вечера, так что я не то что конспектировать, я вообще практически ничего не успеваю.

Например, в прошедшую субботу нам назначили репетицию на вечер, и это первый раз в моей практике. Существует негласное правило, что по вечерам субботы репетиции не ставят, если только это не последняя неделя перед премьерой и времени вот уже прямо совсем не остаётся. Но официально суббота - такой же рабочий день, как и все остальные, так что если режиссёр сказал, что будем репетировать, то надо репетировать.

До этого у нас была неделя сценических, а в пятницу вечером и субботу утром сидячие оркестровые. "Сидячая оркестровая" - это когда солисты, до того репетировавшие под рояль, впервые встречаются с оркестром и пропевают всю оперу без сценического действия, чтобы понять, как это звучит с оркестром (иногда практически неузнаваемо по сравнению с тем, что написано в клавире для фортепиано), проверить баланс громкости, темпы и прочие музыкальные особенности перед тем, как соединять музыку и сцену. Такая репетиция ещё называется "итальянской", поэтому у нас вышла "L'Italiana" all'italiana - "Итальянка" по-итальянски. На этой репетиции особенно важно быть хорошо разогретым и петь в полный голос, ничего не маркируя. Голос просыпается через три часа после всего остального человека. Репетицию назначили на 10 утра в субботу. Чтобы всё прошло хорошо и уверенно, встать нужно было в 7. Стоит ли говорить, что именно в эту ночь я не могла уснуть до четырёх утра, а потом переставляла будильник почти до девяти, и в итоге вместо зарядки и плотного завтрака провела двадцать минут, закрашивая синяки под глазами и рисуя себе лицо.

В итоге всё прошло нормально, но после девяти сценических и двух оркестровых была пора остановиться. Еще одна сценическая в субботу вечером оказалась абсолютно бесполезной - вместо означенного в плане "прогона первого акта" всё застопорилось сразу же на второй сцене. У всех по-разному проявляется усталость. Например, некоторые коллеги начинают на ровном месте разводить полемику и спорить по поводу какой-то мелочи, которую просто нужно сделать и посмотреть, работает она или нет, а не теоретизировать об этом полчаса. Восхищаюсь нашим режиссёром, у которого хватает сил терпеливо отвечать и объяснять - я бы уже, наверное, перешла на истерический визг.

Пока три человека разбирались с одной сценой в течение часа, все остальные ждали в кулисах, потому что никого не отпускали, а действие может продолжиться в любую секунду. При этом за кулисами стоять сейчас запрещено, потому что там рабочие сцены, инспициент, и по нашим гигиеническим правилам на такой маленькой площади никто больше находиться не должен. В крайнем случае, если на тебе есть маска, можно ждать недолго или проходить мимо.
Вообще, если кто-то думает, что оперные солисты на каком-то особенном положении в театре, то нет - эти времена давно прошли. К примеру, мне нужно за время проигрыша забраться на высокую декорацию. У нас до сих пор нет оригинальной лестницы, поэтому на сцене стоит стремянка, которую с двух сторон поддерживают рабочие сцены, чтобы я с неё не звезданулась. Так вот, я бегу к этой стремянке, забираюсь на декорацию и в конце проигрыша должна уже там стоять и петь. В какой-то момент ко мне подошёл бюненмайстер - начальник рабочих сцены - и на повышенных тонах потребовал надевать маску, когда я нахожусь рядом с его людьми. Я сказала, что если у меня есть несколько секунд на всё, я не буду ещё до кучи надевать и снимать маску. Мне сказали, что когда у меня будет оригинальная лестница, то там и стоять никто не будет, и я могу делать что хочу, а пока рядом есть люди - я обязана. Я возмутилась, но по сути а что делать-то.

То же самое с артистами хора. Это вообще отдельная песня - ведь на сцене во время пения между людьми должно быть расстояние 3 метра во все стороны. Даже для того, чтобы разместить всех солистов на допустимом расстоянии друг от друга, требуется смекалка. Что уж говорить о хоре! У нас, к счастью, только мужской хор и только 13 человек. Но и эти 13 человек могут петь на сцене только тогда, когда на ней больше никого нет. В противном случае им надо прятаться за декорациями и в порталах кулис. Но есть одна сцена, где все мужчины должны быть на сцене - когда Изабелла освобождает пленных итаьянцев, и, взывая к их чести и патриотизму, призывает вернуться на Родину.
Это огромное сложнющее рондо, самая сложная ария из трёх, что я должна исполнить, и, конечно, звучащая в конце оперы после двух с половиной часов на сцене. При нормальных обстоятельствах Изабелла стояла бы на авансцене и поливала колоратурами оркестр, партер и балкон. Но у нас же корона. Так что вместо этого я должна забраться на декорацию в глубине сцены и петь с неё. Потому что иначе мужской хор никак не разместить на сцене. И ради того, чтобы тринадцать мужчин на надлежащем расстоянии друг от друга могли спеть три строчки между двумя частями этой большой арии, испонительница этой самой арии (ну и в принципе главной роли в опере) должна петь свою главную сцену на расстоянии 30 метров от первого ряда зрителей, имея перед собой ещё и оркестр и весь мужской хор. И, конечно, не забывая надевать и снимать маску, карабкаясь по стремянке туда-обратно за время нескольких секунд музыкальных проигрышей.

Но это только один пример. А так, шарахаться друг от друга на сцене в страхе переступить одобренную дистанцию - это уже вошло в привычку. И ещё нужно всё время носить перчатки, которые собирают всю пыль и грязь, какую только можно. Если в процессе пения нажно будет поправить волосы или почесать глаз...ну, сами виноваты. Маски тоже нужно будет как-то интегрировать в сценическое действие, и приходится бегать за художничей по костюмам и напоминать ей, что в платье должны быть карманы, и перчаток должно быть несколько пар и что маски дожны быть готовы тоже не за день для первого прогона, а чуть раньше.
На сцене есть толстая жёлтая линия - три метра от оркестровой ямы - за которую нельзя заходить во время пения. И ещё одна серебряная линия - полтора метра от оркестровой ямы - к которой можно подходить, когда не поёшь, но за которую нельзя заступать вообще никогда ни при каких обстоятельствах.

Вот в таких условиях мы ставим комедийный спектакль. Уверена, будет очень весело. Ну, рано или поздно, когда мы сможем дать премьеру - ведь в прошлый четверг нам в Германии продлили частичный локдаун, и все спектакли до начала января отменены. Но мы продожаем работу - сегодня будет последняя сценическая, завтра начнутся оркестрово-сценические, а там уже рояльный прогон, оркестровый прогон и генеральная. Генеральная будет открыта для работников театра, так что для нас это будет всё равно что премьера, только без поклонов, аплодисментов и поддержки друзей и любимых.
Tags: Итальянка, корона, театр
Subscribe

  • (no subject)

    Красная площадь, Соборная площадь, Мавзолей, Поклонная гора, Музей победы, Музей военной техники, ВДНХ, Коломенское, Новый Иерусалим, смотровая на…

  • (no subject)

    Две недели назад съездили на выходные в Париж - два с половиной часа на поезде от Кайзерслаутерна. Париж прекрасен в зной и дождь, до Триумфальной…

  • 2020

    Подводить итоги года для меня обычно полезно, потому что помогает понять, что он всё-таки прошёл не напрасно. 2020-ый кажется огромным серым пятном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments