Тютюн (oduvanchik) wrote,
Тютюн
oduvanchik

Categories:

La clemenza di Tito

В Германии опять закрыли театры на месяц, начиная с понедельника. Первой и последней перед этим закрытием оперной премьерой у нас будет сегодня "Милосердие Тита" Моцарта. Я не участвую, но сходила посмотреть генеральную репетицию. Всё-таки Моцарт, прекрасная музыка, к тому же сюжет со счастливым концом! Хотя бы на пару часов забыть о творящемся снаружи безумии.

Угу. Разбежалась, как говорится, головою об асфальт.
Вся постановка была скорее в форме концертного исполнения в сценических костюмах: герои находились друг от друга на предписанном законами расстоянии три метра, надевали раскрашенные под цвет костюма маски, если одному герою нужно было подойти к другому или пройти мимо него. Певцы поворачивались к залу и пели в лучших традициях студенческого театра. Хотя вру, студенты обычно очень стараются, чтобы такого не было.
Сейчас мне пришла в голову мысль, что за последние десятилетия выросло поколение певцов, которые не умеют строить характер роли в отрыве от взаимодействия с другими и физического контакта. Конечно, если ты кого-то обнимаешь, то зрителю понятно, что происходит. А если ты стоишь один, то для того, чтобы зрителю было ясно, что ты в этот момент исполнен любви и влечения, это должно исходить изнутри. В противном случае ты просто оловянный солдатик, которого поставили в кукольный домик и забыли там одного.
Была одна певица, которая вела свою героиню от начала до конца со всеми её эмоциями, экспрессией и внутренним конфликтом. Это была испонительница роли Вителлии, великолепная Инга Кальна, которую наш театр заполучил только благодаря новому главному дирижёру и таки короне, из-за которой у Больших Певцов отменились Большие Контракты, а на безрыбье и маленький немецкий театр лучше, чем ничего. И на контрасте с этой школой все остальные смотрелись неубедительно. Что, конечно, связано не только с исполнителями, но и с постановкой, которая, повторюсь, никак не помогала.

Но, возвращаясь к моему ожиданию чистого и светлого катарсиса. Сюжет в опере такой: Вителлия хочет заполучить власть, поэтому подговаривает влюблённого в неё Секста совершить поджог и убить императора Тита. Секст, которого Тит считает своим другом, разрывается между любовью и преданностью. В итоге плоть побеждает душу, и Секст совершает поджог. Тут же об этом жалеет, раскаивается, оплакивает друга и решает сдаться. Но оказывается, что Тит выжил. Он просит Секста сказать, почему тот так поступил, но Секст не может выдать Вителлию и берет всю вину на себя. Вителлию мучает совесть и она сознаётся, чтобы защитить Секста. Тит видит, как все друг за друга вступаются, и, после арии внутреннего конфликта, быть тираном или милосердным, он выбирает второе и всех прощает. Финальный хор - какой добрый наш Тит, аве, аве.
И вот, в этой постановке, где в целом плохо просматривался сюжет, потому что ничего не происходило, кроме того, что герои выходили, пели и уходили, после двух часов достойного концертного исполнения и торжественной радостной музыки последнего хора, Тит поднимает с пола кинжал и перерезает себе горло. Блэк. Занавес. Аплодименты.

И, главное, если действительно серьёзно и глубоко задуматься, то можно даже принять, что такая трактовка имеет право на существование. Но ё-маё, не на последней же секунде постановки, в которой вообще ничего не происходило и никаким образом, ни через актёрскую игру, ни через костюмы и сцену, не предвещало такого исхода! И дважды ё-маё: вот что, обязательно нужно сейчас, в этот ужаснейший период, когда люди на пределе и срываются либо в панику, либо в депрессию, и театр - это такое safe space, место, где можно хотя бы на один вечер абстрагироваться от творящегося снаружи хаоса, вот именно в это время делать из счастливого финала оперы, где говорится о том, что доброта и милосердие важнее агрессии и насилия, манифест о том, что прощают только слабаки и себе во вред?
В общем, так меня это глубоко задело, что думаю об этом до сих пор. Если бы я была зрителем, который купил билет, зная, что идёт на оперу, где всё заканчивается хорошо, и мне бы подсунули такое, - я бы прокляла этот театр и не возвращалась в него больше.
Хотя, конечно, насчёт возвращения и без того теперь непонятно...
Tags: kl, впечатления, опера, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments