Тютюн (oduvanchik) wrote,
Тютюн
oduvanchik

Category:

про одну музыкальную мистификацию и один закрытый гештальт

Наш зимний концерт в Перми назывался "Аве Мария", поэтому, как ни крути, хотя бы одно произведение на эту тему нужно было исполнить.
Для трогательного завершения программы мы выбрали одно из самых известных сочинений с этим названием, "Аве Марию" композитора Каччини. Известнее, пожалуй, только "Аве Мария" Шуберта и она же Баха-Гуно.
К сожалению, сам композитор Джулио Каччини родился в 1551 году и умер в 1618, так и не узнав, что в в середине 60-ых годов 20 века из-под его пера выйдет это гениальное музыкальное произведение.

А дело было так: гитарист и лютнист Владимир Вавилов выпустил в 1968 году пластинку под названием «Лютневая музыка XVI—XVII веков», где, среди прочего, была и сочинённая им "Аве Мария", которая при первом издании была приписана неизвестному автору, а потом в качестве автора стали указывать того самого Джулио Каччини, чего, судя по всему, и хотел настоящий автор, считая, что если приписать авторство старинному композитору, музыку будут издавать лучше, чем современного русского гитариста. "Все авторы произведений, указанные в содержании на пластинке, были малоизвестны, либо вообще неизвестны. Через четыре года на той же фирме "Мелодия" выходит пластинка Ирины Богачевой. Но на этой пластинке авторство музыки "Ave Maria" уже принадлежит Джулио Каччини. А еще через 10 лет "Ave Maria" исполняет Ирина Архипова в Ленинградской консерватории, потом в Московской консерватории. Концерт был показан по телевидению, и следом выходит пластинка с записью этого концерта. И везде автор музыки - Джулио Каччини. Прошло еще 10 лет и Инесса Галанте, оперная певица из Латвии записала в Риге "Ave Maria" в альбом, который вышел в Германии в 1995 году. Автор все тот же Джулио Каччини. Триумфальное шествие этой гениальной музыки пошло по всему миру."
Кстати, на той же пластинке было произведение "Канцона и танец", приписанное Франческо да Милано. Его автором тоже был Вавилов, а "Канцона" - не что иное, как песня, которая сейчас известна всем как "Город золотой".

Эта история удивительна сама по себе, но не менее удивительно то, что при полной доступности этой информации даже в профессиональных кругах до сих пор принято называть это произведение "Аве Марией" Каччини. Я проверила: на ютьюбе примерно 85000 результатов по запросу "Вавилов" и 300 000 по запросу "Каччини". Владимир Фёдорович был прав, никому не интересен советский композитор, тем более, если уже все знают это сочинение под чужим авторством. Немного напоминает "День Радио": "Давай так: я доложу, что мы всех спасли, а ты объявишь по радио, что это сделал эсминец "Композитор Юрий Шостакович" - "Может, всё-таки Дмитрий?" - "Не-не-не, Юрий, у нас тут все его знают, что он Юрий". У нас все знают, что это Каччини, и проще дать это в программу концерта, чем полчаса объяснять, почему вдруг стоит другое имя. Но в нашем случае, к счастью, это был бис, так что и объяснять ничего не пришлось, и людей не дезинформировали.

Для меня это произведение связано ещё и с личными воспоминаниями. Когда я была маленькая, мы пели это в хоре. Первое воспоминание связано у меня с поездкой в Киев, мне было вообще 9 лет, и я отчётливо помню, что мне хотелось предложить в качестве художественного решения, чтобы во время вступления за хоровыми станками кто-то рыдал. Мне это казалось очень подходящим и я не понимала, как никто до этого до сих пор не додумался. Сама музыка при этом казалась мне изматывающе-скучной, и петь его я не любила, но по крайней мере ещё могла. А вот в 11 лет на одной из репетиций перед концертом, где было запланировано это произведение, я огребла от нашей руководительницы на глазах у всего хора: она орала на меня за то, что я пою слишком громко. Я на тот момент проходила через стадию "гадкого утёнка" от вокала - мой голос, во-первых, стал понижаться, во-вторых, крупнеть, что никаким образом не помогало мне пищать верхнее "соль", стоя в первых сопрано, из которых меня пару месяцев спустя перевели-таки в альты, но на тот момент у меня были ужасные комплексы из-за того, что я не могу так же нежно и легко выводить высокие мелодии, как маленькие безголосые девочки вокруг меня. Мне было сказано, что я "пою в затылок" (это было самое страшное обвинение нашей руководительницы, которое я до сих пор не могу из себя вытравить, несмотря на то, что так и не понимаю, что оно значит) и что я не умею петь тихо. Надо ли говорить, что я после этого вообще боялась открывать рот на этом несчастном "соль".

Ну что же, двадцать лет должно было пройти, чтобы доказать нашей руководительнице, которая никогда об этом не узнает, что я могу петь тихо!
После всех наших приключений по дороге в Пермь, включивших в себя пропуск самолёта одной частью группы и высадкой певицы в ночной Перми без верхней одежды, после того, как багаж гобоиста с его концертной одеждой и мундштуками вообще не прилетел, после пары часов сна, суматошной репетиции и поисков по всему городу мужского концертного костюма, после большого концерта в двух отделениях при полном зале и онлайн-трансляции, о которой нас предупредили в последний момент... после всего этого мы вышли под овации на поклоны и исполнили на бис "Аве Марию". Орган и гобой проникали в душу тембром звучащей вечности, а я пела так тихо, как только могла, и когда брала на три пьяно то самое верхнее "соль", сама испытала катарсис. С точки зрения вокальной техники это исполнение далеко от совершенства, но я так рада за маленькую себя, которая наконец дождалась реванша - не победами на конкурсах, не карьерой за границей, а этим вот тихим "соль" второй октавы - что остальное меня в данном случае совсем не интересует.

Вот такие истории за одним коротким видео.
Tags: видео, из жизни, концерты
Subscribe

  • (no subject)

    Завтра первый рабочий день, и вот нам сейчас сообщили, что в связи с идущими вверх показателями по короне общее собрание-приветствие в театре решено…

  • (no subject)

    Сегодня я обнаружила себя ревущей над каким-то непонятным образом вылезшим мне в рекомендованных видео на ютьюбе плэйлистом "Say yes to the dress" и…

  • (no subject)

    Вчера у меня была первая сценическая репетиция с декабря. Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить. Это номер на три минуты, не спектакль, не проработка…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • (no subject)

    Завтра первый рабочий день, и вот нам сейчас сообщили, что в связи с идущими вверх показателями по короне общее собрание-приветствие в театре решено…

  • (no subject)

    Сегодня я обнаружила себя ревущей над каким-то непонятным образом вылезшим мне в рекомендованных видео на ютьюбе плэйлистом "Say yes to the dress" и…

  • (no subject)

    Вчера у меня была первая сценическая репетиция с декабря. Тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить. Это номер на три минуты, не спектакль, не проработка…